НОВОСТИ
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
ЭТО BAZA: ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НАД ГЛАВРЕДОМ ТРИФОНОВЫМ

ЭТО BAZA: ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НАД ГЛАВРЕДОМ ТРИФОНОВЫМ

ЭТО BAZA: ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НАД ГЛАВРЕДОМ ТРИФОНОВЫМ - Совершенно Секретно
31 июля 2025

Против главного редактора Telegram-канала Baza Глеба Трифонова и продюсера службы информации Татьяны Лукьяновой возбудили уголовное дело. Их обвиняют в даче взятки полицейским: якобы журналисты платили, чтобы получать оперативную информацию. Мне довелось работать в федеральных изданиях, где часто «всплывали» сводки. Их передавали журналистам в качестве первоисточников. Из скудных полицейских отчётов подчас рождались резонансные эксклюзивы. Но даже за доказанную покупку информации под источник журналистов никогда не лишали свободы. К ответственности, как правило, привлекали тех, кто сливал данные «не для печати».

Дело главреда Трифонова – явно показательный процесс. О причинах можно только догадываться: что такого запрещённого мог опубликовать Telegram-канала Baza? Не исключено, что это посты, связанные с крушением рейса AZAL или затрагивающие приграничные регионы. Как бы там ни было, это не даёт повод силовикам грубо нарушать УПК: при обысках, к примеру, угрожать Трифонову избить его до смерти, в случае если он не предоставит пароль от телефона.

Не менее громкое уголовное дело и против редактора Ura.ru Дениса Аллаярова. Недавно по нему задержали проходящего свидетелем регионального редактора Ura.ru Игоря Сергеева. Почему журналисты в России одной ногой – в тюрьме, другой – в могиле, и какова изнанка давления на СМИ – в расследовании газеты «Совершенно Секретно».

Свободная печать бывает хорошей или плохой, это верно. 
Но ещё более верно то, что несвободная печать бывает только плохой. 

Альбер Камю, французский писатель

ЧТО ИЗВЕСТНО О ДЕЛЕ ТРИФОНОВА

Оперативная информация о главреде Telegram-канала Baza датирована 27 января. Но рапорт о преступлении официально подали только через полгода – 16 июля. Через четыре дня возбудили дело по статье о превышении должностных полномочий в отношении неустановленных лиц, а затем – о даче взятки, фигурантом которого стал Трифонов.

22 июля в московской редакции Baza и в квартире у Глеба Трифонова прошли обыски. Силовики изъяли документы, рабочую и личную технику журналистов. После этого главреда задержали с пристрастием.

«Несмотря на то, что удалось выяснить, в чьём производстве находится уголовное дело, по которому допрашивают Глеба Трифонова, информации о местонахождении журналиста до сих не предоставляют, таким образом ограничивая защиту от возможности вступить в уголовное дело. На данный момент срок административного задержания истёк и фактически речь идет о незаконном ограничении свободы», - отметил адвокат главреда Алексей Михальчик.

В редакции Baza рассказали, что из СУ СК по ЦАО Москвы получали противоречивую информацию. То говорили, что Трифонов в здании, то отрицали это. Сначала утверждали, что главред находится в статусе свидетеля, позже – что Глеб Трифонов с коллегой задержаны по подозрению в даче взятки. Следователи постоянно подчеркивали, что «всё по закону». При этом защита наблюдала манипуляции с перемещением Трифонова и его невесты то из здания СК в тонированный микроавтобус, то обратно. И все это время следователь упорно не допускал к журналисту и его невесте адвокатов.

«По своему опыту могу сказать, что обычно следствие не пускает так долго адвокатов к задержанным по очень тяжёлым статьям, например, по терроризму, но всегда оправдывает такие свои действия именно особенностями статьи. Однако в данном случае речь идет не о террористах, а о журналистах», — отметил Михальчик.

Позже стало известно, что Трифонов пробыл сначала около 20 часов во дворе, а затем – в здании СК.

В итоге Трифонова арестовали на два месяца по делу о взятках полицейским. Замоскворецкий суд Москвы посчитал, что фигурант может скрыться за пределами России, препятствовать расследованию или уничтожить доказательства. Следствие вменяет журналисту три эпизода дачи взяток «в особо крупном размере в группе лиц по предварительному сговору». К делу приложены «некие фотографии и выписки с банковских счетов».

Cледственные действия в редакции Baza

Адвокат настаивал на мере пресечения, не связанной с арестом. СМИ, благотворительные фонды и общественные организации представили десятки ходатайств. Мать главреда, инвалид второй группы, также просила суд о домашнем аресте, чтобы сын жил с ней, потому что практически полностью находится на его обеспечении и нуждается в его поддержке.

Сам Трифонов заявил, что свою вину не признает.

«Я не совершал то преступление, которое мне инкриминируют. Но я буду являться по первой необходимости. Я не планирую скрываться, гарантирую это. Я отдал следователям свои паспорта, телефоны, всё, что было запрошено. У меня нет возможности и желания что-то скрыть. Я поддерживаю ходатайство защиты», - заявил Трифонов на судебном заседании.

Судья зачитывает постановление об избрании меры пресечения

«ТЕБЯ ОМОН В СОСЕДНЕЙ КОМНАТЕ…»

«Тебя ОМОН в соседней комнате [изобьёт] до смерти, если пароль не дашь», - Baza рассказала подробности задержания Трифонова.

Его соседи по дому слышали, как силовики вломились в квартиру к главреду.

«Около 9 утра я услышала страшные удары на лестничной площадке. Кто-то просто высаживал чью-то дверь. Подошла к глазку, увидела людей в форме, которые с криками «открой, <…>» буквально выносили двери. Потом увидела, как дверь открылась, они забежали внутрь и мужчину положили лицом вниз. Я приоткрыла свою дверь, увидела, что подошли ещё несколько соседей и услышала, что кричали люди в форме. Они требовали пароль от телефона и угрожали мужчине разными пытками, если не отдаст», - отметила одна из соседок.

Когда женщина заглянула в квартиру, то заметила невесту Глеба и мужчину в наручниках. Он успел прокричать, что на них напали, и умолял вызывать полицию.

СПЛОШНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ НОРМ

Адвоката к Трифонову допустили около 23:00 (то есть спустя 14 часов после задержания). Допрос же главреда «Базы» в СК закончился в три часа ночи, хотя ч. 3 ст. 164 УПК РФ прямо запрещает проводить следственные действия в ночное время.

По словам Михальчика, в материалах уголовного дела содержатся два протокола следственных действий с участием его подзащитного, проведённых с нарушением процессуальных норм. Защита расценивает подобные действия как грубое нарушение прав обвиняемого. Защитник уточнил, что общая сумма вменяемых Трифонову взяток не превышает 150 тысяч рублей.

Адвокат выделил три главные причины, по которым следствие решило форсировать ситуацию. Первая – главреда быстро закрыли, чтобы избежать информационного шума и давления в связи с фактическим отсутствием доказательств в деле. Вторая – заключение выбрали в качестве существенной меры психологического давления для Трифонова и Лукьяновой.

Третьей причиной Михальчик назвал путаницу во времени задержания.

«Фактически главреда и продюсера «Базы» задержали 22-го июля в 08:00. Однако официально следствие хотело оформить задержание с 23:00. Дело в том, что у органов СК есть 48 часов для предъявления обвинения и выхода в суд. И изначально следствие планировало сделать это завтра, однако после публикаций в СМИ о реальном времени задержания журналистов (08:00, 22 июля), в СК посчитали, что судья отметит это как явное нарушение», — резюмировал адвокат.

Защита уже обжаловала в суде и прокуратуре действия органов следствия, включая незаконное возбуждение дела, ночные допросы, лишение свободы без процессуальных документов и иные нарушения. Также вице-спикер Госдумы Владислав Даванков попросил генпрокурора Игоря Краснова взять расследование дела Трифонова и Лукьяновой под личный контроль. Московский городской суд назначил рассмотрение апелляционной жалобы адвоката Алексея Михальчика на арест Глеба Трифонова на 7 августа.

апелляция

А БЫЛ ЛИ ИНФОРМАТОР В ПОГОНАХ?

23 июля сотрудников полиции, проходящих по делу «Базы», из Краснодара, Белгорода и Красноярска доставили в Москву для проведения следственных действий. Их подозревают в превышении должностных полномочий. Но вот есть ли в материалах дела показания правоохранителей о взаимодействиях с журналистами и предоставлении информации, послужившей причиной обвинений?

Михальчик обратил внимание, что в отношении Трифонова возбудили уголовное дело по ч. 4 ст. 291, и «следствие не предоставило никаких доказательств коррупционных денежных отношений главреда «Базы» и полицейских».

Следствие настаивало, что имели место несколько эпизодов передачи денег полицейским в разных регионах России. Причём среди тех, кому якобы передавались деньги, есть две женщины, одной из которых 74 года, а другой около 30 лет. При этом, их главред якобы не знает, и к полиции они отношения не имеют.

По данным канала Baza, главным доказательством обвинения против главреда стал пост от 12 июля 2023 года – о задержании начальника управления угрозыска МВД Красноярского края по подозрению в коррупции. Следствие пытается доказать, что за данную информацию Трифонов заплатил, хотя новость о задержании уже публиковали другие издания и редакция официально призналась в копипасте. В материалах дела, представленных в Замоскворецком суде, заявляется, что Трифонов 22 августа 2023 года в 18:31 сделал перевод на 6 тысяч рублей через банкомат в Москве, в районе метро «Белорусская».

«Щекотливость момента заключается еще и в том, что Глеба Трифонова в это время и вовсе не было ни в Москве, ни даже в России, так как он находился за границей (вся эта информация легко подтверждается, если бы следствие заглянуло в загранпаспорт Трифонова, который ранее был изъят при обыске). Несмотря на это, по версии следователей, главред «Базы» откуда-то из Черногории и Турции (где он как раз и находился весь август 2023-го) всё равно каким-то образом сумел дотянуться до банкомата в районе метро «Белорусская» и лично отправил вознаграждение полицейскому за эту просроченную «суточную» информацию», - указали в Telegram-канале.

Адвокат Трифонова напомнил, что в основе судебного разбирательства всегда должно лежать тщательное изучение материалов дела.

«Я не сторонник патетических речей, но важно подчеркнуть, что судебное разбирательство должно основываться на тщательном изучении материалов дела и обоснованности подозрений. На данный момент отсутствуют какие-либо доказательства причастности моего подзащитного к инкриминируемым преступлениям», - прокомментировал защитник.

Он пояснил, что главреда обвиняют в выплатах гонораров источникам информации, которые оказались должностными лицами. Следователи трактует это денежное вознаграждение как взятку. При этом Трифонов лично с источниками не встречался, а поддерживал с ними связь через специальный раздел на сайте издания – предложку.

«Журналисту не нужно деанонимизировать собеседника – неважно, кто там на том конце провода: Пушкин, сотрудник полиции, детектив или фантазёр. Самое главное, чтобы его информация соответствовала действительности. Журналистики по-другому не бывает!», — подчеркнул Михальчик.

От себя нам хочется добавить, что если дела пойдут и дальше в том же направлении, то журналистики в России в перспективе может и «ни по-какому» не бывать (ну, разве что кроме рерайтов информационных бюллетеней различных органов различной власти). Она уже и так при смерти…

ФЛЕШМОБ НЕ ПОМОГ

Десятки российских журналистов, включая Ксению Собчак, выразили готовность выступить поручителями Глеба Трифонова и Татьяны Лукьяновой. Их письменные просьбы к суду не заключать под стражу журналистов будут представлены защитниками в судебном заседании. Но суд первой инстанции не принял во внимание положительные характеристики Трифонова ни со стороны коллег, ни со стороны общественных и благотворительных фондов. Отдельно в ходе заседания адвокат Трифонова просил приобщить благодарственное письмо от движения «Сорок сороков». Кроме того, он заявил трех авторитетных свидетелей, в числе которых основатель Life Арам Габрелянов – судья в их вызове отказал.

«Да, я подписала поручительство за Глеба Трифонова и Татьяну Лукьянову для суда по мере пресечения. Очень выгодно делать журналистику беззубой в исторические времена. Сначала пришли за иноагентами, потом за центристами, теперь за окологосударственным тг-каналами. Таким образом, у нас через год останется только «Полесский вестник» и «Пионерская зорька». Потом закроют и их. Давление на любого журналиста – давление на всех, и неважно, в каком он лагере», - прокомментировала ситуацию журналистка Ксения Собчак.

ИНСАЙДОВ СТАНЕТ МЕНЬШЕ

Это не первое подобное дело. Аналогичные обвинения выдвинули против журналистов издания Ura.ru – в июне был арестован главный редактор свердловского филиала Денис Аллаяров. Его обвинили в передаче 20 тысяч рублей своему дяде – бывшему начальнику уголовного розыска, опять-таки – за сводки.

«Несмотря на то, что многие – в том числе представители всех парламентских партий и омбудсмен РФ Татьяна Москалькова – указывали на несправедливость этого решения, суд оставил Аллаярова в заключении. Дениса задержали 5 июня, а уже на следующий день его отправили в СИЗО на два месяца. Ключевого доказательства – зафиксированного факта передачи денег – в деле нет. Но в нём есть ряд грубых ошибок, из-за которых это дело, как считают незаинтересованные в деле известные юристы, уже требуется пересмотреть. Многие из них выразили опасение, что следствие пытается в спешке получить нужные показания, чтобы отчитаться об успешном расследовании. Редакция URA.RU уверена в невиновности своего коллеги и, как и он сам, считает, что он выполнял свою журналистскую работу», - говорится в официальном заявлении издания.

Символично, что практически одновременно с арестом Трифонова, 23 июня, Ura.ru заявило, что в Екатеринбурге задержали их регионального редактора Игоря Сергеева, который проходит свидетелем по делу Аллаярова.

Аллояров УРА.руСергеев УРА.ру
Денис Аллаяров и Игорь Сергеев, ura.ru

У журналистов есть неписаное правило: источник – это святое, его раскрывать нельзя. Защита человека, который решил поделиться информацией – повсеместная практика, без которой невозможно представить работу ни одного издания. После последних арестов инсайдеров явно станет значительно меньше. А это значит, публикации в российских СМИ будут ещё более беззубыми и выверенными, заточенными только на официоз. Назад в советскую журналистику, где о трагедии в Чернобыле, например, написали только через четыре дня. Ждём теперь закон о запрете размещать в СМИ информацию под источник? Что ж, это в духе времени…


ЗАКОН РФ ОТ 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 23.07.2025) «О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

Статья 41. Обеспечение конфиденциальности информации

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне.

Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.



31 июля 2025
Вам понравилась эта публикация?

Комментарии

  •   Максим пятница, 14 августа 2025 в 14:50:00 #139694

    Бывает же такое...


  •   Игорь Степанов пятница, 14 августа 2025 в 14:51:00 #139695

    В наше время - все бывает


  •   Татьяна воскресенье, 23 августа 2025 в 06:24:00 #139803

    В России Конституция нарушается постоянно. Гарант или не обращает на это внимание либо он вовсе не Гарант. Тогда почему этот человек 25 лет управляет нашим государством? Может быть кто-то вместо него "управляет"? А он для "картинки"?


Оставить комментарий